
22 ноября в Благовещенской церкви прозвучала лекция на тему «Сергей Жаров и его Донской казачий хор». Перед прихожанами храма выступил настоятель, протоиерей Андрей Дьяконов, который уже не один десяток лет изучает историю легендарного хора.
Изучением истории Хора Жарова отец Андрей увлекся еще в семинарские годы — после того, как однажды услышал в исполнении жаровцев церковные песнопения: ему показалось, что он слышит голос ушедшей России. С тех пор отец Андрей использовал любую возможность, чтобы узнать что-нибудь о Хоре и его регенте. В 2005 году в Интернете начали продаваться документы из личного архива Жарова, и отец Андрей, при поддержке художественного руководителя Капеллы Владислава Чернушенко, стал их приобретать. Отцу Андрею удалось лично познакомиться с последним солистом хора Жарова, Иваном Асуром, который в 2004 году приезжал в Россию и даже читал «Апостола» за богослужением в Благовещенской церкви. В свою очередь, отец Андрей побывал в Америке, где начиная с тридцатых годов жили певцы Донского хора, где скончался и был похоронен Сергей Жаров.
Во время выступления отец Андрей познакомил прихожан с плодами своего исследования. Он рассказал им об истории Хора, показав при этом множество уникальных фотографий. Слушатели узнали, что гениальный регент Сергей Жаров родился в 1896 году в маленьком городке Макарьеве Костромской губернии (там отец Андрей тоже успел побывать, о чем уже рассказывал прихожанам). Окончив Московское синодальное училище, в 1917 году Жаров ушел добровольцем на фронт. Вскоре началась Гражданская война. Жаров служил в Третьей Донской дивизии генерала Абрамова и в 1920 году вместе с казаками вынужден был покинуть Россиию — как оказалось, навсегда. Но именно благодаря этому зародился Донской казачий хор, который более полувека рассказывал всему миру о России и ее великой культуре – прежде всего духовной. Церковные песнопения занимали в репертуаре Хора важное место — наверное, более значимое, чем народные и казачьи песни.
Впервые Донской казачий хор пел в турецком лагере Чилингир на Праздник святителя Николая 19 декабря 1920 года. Пел перед измученными, угнетенными казаками, не знавшими, что ждет их впереди. В 1923 году хор уже выступал в музыкальной столице Европы — Вене и имел невероятный успех. После этого концерт следовал за концертом, хористы стали знаменитыми, побывали во всем мире — за исключением Советской России.
Хор просуществовал более полувека, дав за это время более 10 тысяч концертов и выпустив миллионы пластинок. Жаровцы пели перед английским королем Георгом V, императрицей Марией Федоровной и ее дочерьми, родными сестрами Николая II, перед румынской королевой Марией, сербским королем Александром, шведским королем Густавом V, во дворце императора Японии и перед главами многих других государств. В Индии вместе с жаровцами пел Шаляпин, а Рахманинов неоднократно бывал на концертах и давал Сергею Жарову творческие советы, которые тот претворял в жизнь. История Хора Жарова оборвалась в тот момент, когда его престарелый регент не смог больше дирижировать. Почитатели Хора готовы были слушать его и под другим руководством — но певцы знали, что «это будет не то».
Во время лекции отец Андрей показал немецкий архивный фильм 1954 года, посвященный Хору Жарова. В фильм вошли отрывки из выступлений и репетиций Донского хора, а еще — исторические кадры, повествующие о Первой мировой и Гражданской войне. Прихожане храма увидели отрывок из еще одного фильма, снятого каналом «Культура»: в нем о Хоре Жарова рассказывал его последний солист Иван Ассур.
Послушать отца Андрея пришли не только постоянные прихожане, но и те, кто узнал о лекции из афиш, висевших около храма. В конце встречи отец Андрей пригласил гостей приходить в храм еще и еще — не только на беседы, но и на богослужения.