г. Санкт-Петербург, В.О., 7-я линия, д.68
"Спортивная""Василеостровская"
+7(812) 328 29 22 ежедневно с 9:00 - 19:30
Все события

Причины многословия и празднословия

Святые отцы указывают несколько причин многословия и неразрывно связанного с ним празднословия: гордость, самомнение, тщеславие, многоядение, неимение страха Божия, злая привычка (навык), происходящая от невнимания к собственным согрешениям.

Борьба с празднословием, злословием

Как победить склонность к многословию, празднословию и рождаемому ими злословию? Святые отцы наставляют, что с этими страстями борются и побеждают добродетели: самоосуждение, память смерти, милосердие, благоговение, сострадание и любовь к ближнему, трезвение, постоянное бодрствование над собой, молитва.

Как избежать грешного разговора?

Есть несколько вариантов поведения, которые можно выбрать в зависимости от обстоятельств.

Самое первое и главное – видя осуждение, самим не впасть в тот же грех. Святые отцы учат, что мы не можем не отличать доброго от злого, если сами хотим избежать греха, но при этом, видя грех, надо не осуждать самого человека, а – ненавидеть лишь сам грех и диавола, вовлекающего нас всех в него.

Второе – можно постараться ненавязчиво переменить тему беседы на ту, что интересна всем присутствующим. Хорошо продумать заранее, кого что интересует среди наших знакомых. Если читать побольше духовных книг, это поможет внести в разговор что-то интересное и полезное. Святые отцы, в числе прочего, советуют в ответ на осуждение других перевести разговор на себя, осудить себя: мол, мне и самому случалось делать то же, что и осуждаемому. Обычно ответом бывает растерянность и угасание осуждения. Тут и можно перевести разговор на позитивную тему.

Третье – если поменять тему беседы не получается, можно просто молчать и молиться, взращивая в себе добрые помыслы о собеседниках, оправдывая их и познавая свою собственную немощь в противостоянии страстям.

Советы святых отцов, как противостоять празднословию

1. «Нужно избегать общения с людьми празднословными»
Для того, чтобы избегать празднословия, во-первых, надо самому учиться молчанию и не празднословить, и, во-вторых, надо стараться избегать общения с празднословящими людьми.

Авва Исаия (Духовно-нравственные слова, Сл. 3): «Если будешь хранить уши твои, то не согрешишь языком твоим».

Т.е. чем меньше ты будешь слушать праздных речей или осуждений, тем меньше ты сам будешь согрешать. Следует избегать встреч с людьми, если видишь, что ты согрешаешь или соблазняешься разговорами других людей.

Лука Крымский (Объяснение великопостной молитвы преподобного Ефрема Сирина, гл. 5): «…Нужно избегать общения с людьми празднословными, искать общества немногих мудрых, которые отверзают уста свои, чтобы сказать что-либо полезное».

2. Если нет возможности избежать празднословящего – сам не поддерживай разговор.

А теперь рассмотрим советы на случай, когда нет возможности уйти от празднословящего. Тогда, во-первых, следует не вслушиваться в его слова, не проявлять к ним интереса и не поддерживать беседу какими-то своими вопросами из любопытства или уточнениями и ответными рассказами о своих делах, т.е. сам храни молчание, когда другой празднословит.

Нил Синайский (Разные мысли и главы): «Если хочешь быть выше всякого греха, то не старайся дознавать чужие дела; и в тебе много того же, в чем подозреваешь другого».

Во-вторых, чтобы избегать разговоров, которые происходят по инициативе другого человека, можно кротко попросить его не рассказывать тебе какие-то события или информацию, особенно, если этот человек христианин и тем более, если эти разговоры происходят или во время богослужения или после него.

Георгий Затворник (Письма, п. 2. 253): «Просите NN, чтобы она ни о чем не спрашивала вас в церкви, пока не окончится святая служба, да и тогда блюдите себя от легкомысленных отзывов и пустых слов».

Варсанофий Великий (Руководство к духовной жизни, в. 774): «…постарайся с кротостью упросить его, чтобы он прекратил беседу и переменить ее на другую, более полезную».

В-третьих, когда кто-то празднословит, и нет возможности его остановить, то старайтесь мысленно повторять слова коротких молитв.

Варсанофий Великий (Руководство к духовной жизни, в. 774): «(Вопрос) Отец мой по плоти часто беседует со мною о телесных вещах, которые не приносят душевной пользы; и когда я слушаю его, то беспокоюсь этим, а удержать его не смею – что мне делать? Ответ. Если можешь перенестись умом от рассказываемого им или к молитве, или к воспоминанию слов Божиих и учению святых отцов, это хорошо будет; а ему предоставь говорить, что он хочет».

3. Христианину следует самому учиться молчанию и воздержанию языка. Приведем только несколько поучений об этом.

Никон Воробьев (Письма, п. 302): «Делай свое дело, которое тебе поручено, не входи в чужие дела, по возможности, всегда молчи, никогда не переноси ничего другим, как камень в море пусть тонут в тебе все слова, какие услышишь».

Исаак Сирин (Слова подвижнические, сл. 89): «Остерегайся бесед, потому что не во всякое время они полезны. В собраниях предпочитай молчание, потому что удерживает оно от многого вреда».

Авва Исаия (Духовно-нравственные слова, сл. 17): «Воздержание языка означает человека мудрого. Ослабляющий бразды языка показывает, что он далеко отстоит от добродетели».

4. Следует внимательно следить за тем, что говорить, как, когда и ради чего.

Дмитрий Ростовский (Алфавит духовный, ч. 2, гл. 7): «Разговоры требуют большого опасения: в каком духе и направлении имеешь говорить, в какое время, и что именно, и с какой целью… Любящий говорить все это должен помнить, а молчаливый все это уже совершил и исполнил».

5. После случаев своего празднословия следует анализировать, в чем ты допустил ошибку и сокрушаться.

Христианину нужно иметь решительность учиться молчанию, и если не получилось сдержаться, то следует сокрушаться после празднословия и проанализировать, что привело к этому.

Феофан Затворник (Письма, п. 557): «Попробуйте так делать, когда согрешите осуждением и совесть вас мучит, посмотрите, как дошли до этого и вперед старайтесь не ходить тою стезею. Если опять этот грех прорвется, опять то же сделайте и всегда, определяя в себе так и так себя держать, чтоб не дойти до пересудов. Стоит вам однажды, дважды удержаться, потом пойдет уже легко. Обыкновенно случается это, когда посещаете тараторок. Попавши к ним, и сами делаетесь тараторкою. Но вы, как только приближаетесь к ним, заготовляйте не поддаваться влиянию их злоречия, а для того страх Божий оживите в себе и память о присутствии Господа, Коему угождать ревность имеете. Во время течения реки злоречия подмечайте удобное слово говорящей и поскорее переведите речь на другое».

6. Молитва.

Лука Крымский (Объяснение великопостной молитвы преподобного Ефрема Сирина, Гл. 5): «Чем больше человек сосредоточен на главном, внутреннем, на истинном, чем больше времени полагает на чтение Евангелия, Святого Писания, творений святых отцов, тем более проникается их мудростью и неохотой праздно болтать. Приобрести власть над языком – дело великое!»