г. Санкт-Петербург, В.О., 7-я линия, д.68
"Спортивная""Василеостровская"
+7(812) 328 29 22 ежедневно с 9:00 - 19:30
Все события

Интереснейшая встреча состоялась в храме Благовещения 24 декабря, в рамках молодежного клуба «Благо». Говорили о музыке. Тему для разговора предложил студент Санкт-Петербургской Духовной Академии Давид Бобров, и звучала она интригующе: «О популярных молодежных трендах в музыке, открыто пропагандирующих грех».

Давид провел анализ «творчества» шести исполнителей, чьи песни сейчас очень популярны среди подростков 14-15 лет. О музыкальной стороне тут говорить не приходится, но вот слова и смыслы – за гранью нормального. Как сказал автор доклада: «В них чувствуется присутствие зла и пропаганда этого зла. Грязные образы, негативный контент, призывающий к смерти, насилию, самоубийству. Подчеркну, что данный музыкальный продукт нельзя относить только к субкультуре – эти клипы распространяются массово в Интернете, собирая миллионы «лайков» и одобрительных отзывов».

Здесь мы не будем приводить цитаты из песен или псевдонимы исполнителей. Конкретику вы найдете в тексте доклада Давида Боброва, который размещен на сайте Духовной Академии.

Приходится констатировать, что путь саморазрушения, предлагаемый нашим подросткам, вызывает у них понимание и одобрение. Почему так? Может быть, потому что и в реальном мире они видят зло, во всех его формах, а альтернативы этому – света, добра, тепла – в окружающих людях они как раз не находят?

Такой вывод нам, старшим, конечно, не по душе. Как хочется ответить, что в кризисном подростковом периоде тяга к негативу и «чернухе» естественна, что она пройдет с возрастом… Но символика «темных смыслов», к которой в юности потянулась душа, может там, в глубине, и остаться. И это потом перекроет человеку путь к Богу – как узнаешь, что надо искать Источник истинного Света, если ты с юных лет привык ходить во тьме? И никто рядом никакой альтернативы тебе не показал? Эти вопросы напрямую относятся к нам, людям верующим. Поэтому поднятая Давидом проблема вызвала активное обсуждение за круглым столом.

Разговор, в котором участвовали священнослужители Благовещенской церкви, студенты Духовной Академии и прихожане, продолжался долго. Мы не только говорили о музыке, но и слушали ее, и исполняли. И это были совсем иные смыслы и созвучия. Импровизированный концерт начали хористы-профессионалы. Михаил Великанов в сопровождении Евгения Перунова исполнил арию Иосифа Аримафейского из кантаты И.-С. Баха «Страсти по Матфею», а Яна Храпова – романс Сергея Рахманинова «Здесь хорошо». Потом настала очередь непрофессиональных музыкантов – свои песни под гитару пели архивный работник Александр Романов и педагог Савелий Царев. Настоятель храма Андрей Дьяконов исполнил песню Александра Галича «Когда я вернусь» (аккомпанемент на гитаре – Михаил Великанов). А в финале мы все пели хором любимое многолетие, поздравляя участницу молодежного клуба Ольгу Сазонову с Днем рождения.

Этот замечательный концерт вернул нас к жизни и наполнил истинной радостью, но разговор о влиянии музыки на слушателей на этом не закончился. Поднятые Давидом Бобровым актуальные вопросы мы решили задать певчему хора Благовещенской церкви, лауреату международных конкурсов, солисту ансамбля духовной музыки Михаилу Великанову.

* * *

Проповедь на кровле или Заповеди в стиле рэп

Выступая на встрече в клубе «Благо», Давид Бобров заметил: «Мы с вами, люди православные, пребываем в Церкви, при этом в своей общине нам хорошо и комфортно. И мы редко обращаем внимание на то, что происходит в мире снаружи. Поэтому не знаем трагедии юных сердец, не замечаем, что их завлекают во тьму, целенаправленно при этом дискредитируя Православие». В связи с этим и возник первый вопрос к Михаилу:

— Михаил, может быть, мы преувеличиваем опасность влияния некоторых «демонических» музыкальных треков на юных слушателей?

— Нет, эта опасность действительно существует. Музыка – это логос, она несет смыслы, которые действительно оказывают воздействие. Тут важно все: слово, темп, звучание, музыкальная тема… Это «входит» в человека, производя изменение в душе. Я, как профессиональный музыкант, знаю немало людей, которые, например, открыли для себя Христа, именно слушая или исполняя духовную музыку. А представьте подростка – он сам по себе еще чист, нов, открыт, он еще не научился самостоятельно выбирать, защищаться от чего-то. И ему, в его состоянии нестабильности, предлагают яркие музыкальные и визуальные образы зла. Дают ответ на невысказанный вопрос. И подросток включается в эту рефлексию, принимает это. При этом альтернативы – такой же яркой, красивой, понятной, только о добре – ему никто не предлагает.

— Какая альтернатива тут может быть? Евангельские заповеди в стиле хип-хоп?

— Во-первых, почему сразу «евангельские заповеди»? В этом стиле можно говорить о здоровых смыслах: любовь, красота, дружба, честь, подвиг… Пусть звучат простые добрые понятия, они каждому знакомы. Только оформить это надо искренне, ярко, интересно. Модно, если хотите.

Поэтому, во-вторых, важна подача. Музыка – это инструмент доставки контента. Давайте используем этот инструмент, чтобы излагать христианские ценности. И в этом смысле ничего плохого в стиле рэп я не вижу. Кстати, есть хорошая православная поэзия, которая очень неплохо прозвучит в этом стиле.

— Вам скажут, что это слишком смело. Не боитесь?

— Я считаю, что нет плохих средств, чтобы достучаться до души. То, что нам продемонстрировал Давид Бобров – это субкультура, язычество, ответвление. И это не жизнь, а сухая веточка, мертвая. И слушателей она делает такими же. Неужели мы должны спокойно на это смотреть и ничего не делать? Сегодня русский рэп выполняет функцию русского рока 80-90-х годов ХХ века. Так же, как и тогда, главный смысл – протест. Очень популярно и близко молодым. Да, есть многое в мире, против чего можно протестовать. Но давайте при этом покажем подростку и здоровый позитивный путь: есть мир – а есть храм. Есть зло – а есть Добро. Необходимо обозначить это противопоставление, показать возможность выбора.

— Вы исполняете духовные произведения И.-С. Баха – как думаете, могут ли они быть доступными и интересными для молодежи?

— Несомненно. Потому что любимый мой Бах – вечен. Для меня есть музыка – и есть Бах, он как бы отдельно стоящий. Его полифония – это что-то надмирное, всепроникающее. И это не может не найти отклик в душе человека. В его гармониях – неявно, по ощущению – есть состояние, которое очень близко нам, восточным христианам. Так что звучание Баха – это как раз пример музыки, которая может привести человека к Богу. Конечно, надо искать форму, как подать. В концертный зал на полуторачасовой концерт подростков не заманишь, да этого и не нужно. А нужно искать возможность, чтобы познакомить человека с Бахом – без «напряга», тактично. И тем интереснее эта задача для нас, профессиональных музыкантов.

Возвращаясь к нашей теме – будь это рэп, или рок, или авторская песня, или классика – все музыкальные направления нам надо использовать, чтобы открыть человеку (особенно юному) истину о том, что есть еще один мир – духовный. Именно через это мы сможем привлечь человека к настоящим, истинным ценностям.

Эти слова Михаила Великанова удивительно перекликаются как раз с евангельской заповедью: «Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях» (Мф. 10:27). Пояснения о дерзновении в проповеди мы читаем и у свт. Иоанна Златоуста: «Не одному, не двум, не трем городам, но всей вселенной проповедуйте, говорит Он, и, проходя землю, с открытой головой и со всякой смелостью говорите все царям и народам, философам и риторам. Потому Он сказал на кровлях и при свете, т.е. без всякой робости и со всей свободой».